Советы логопеда

 

Детский сад № 18.

"Малахитовая шкатулка"

 

 

Советы логопеда

Козырева Галина Ивановна

 учитель-логопед

 Специалист высшей категории

 

 

         

             

            

 

 

Общение с первых дней.

 

          Всякая мысль должна быть подтверждена словом. Хорошо развитая речь дошкольника- условие для грамотной устной и письменной речи взрослого человека. Для того, чтобы заговорил Ваш ребенок, в дальнейшем речь его была грамотной, ею необходимо заниматься с первых дней рождения ребенка. Первый контакт матери и ребенка после рождения- это не просто знакомство, а это уже общение. Мама, нежно поглаживая, перебирая пальчики ребенка, разговаривает с ним. Интонации у мамы нежные, спокойные и ребенок успокаивается после родового стресса. Тактильный контакт также вызывает положительные реакции в детском организме. Ребенок начинает общаться с окружающей средой благодаря тем, кто его окружает. Эта среда для него нова. Как встретит ребенка этот мир, так в дальнейшем будет зависеть его развитие.

          С каждой неделей, с каждым месяцем, у ребенка развивается и совершенствуется нервная система: зрение, слух, обоняние, тактильные и вкусовые ощущения- и сразу же должно подключаться слово. Мама, давая бутылочку с молоком, одновременно приговаривает: «кушай», «расти», «молочко вкусное, полезное, теплое. Вырастишь большим, здоровым, сильным, красивым». Ребенок еще не понимает смысла сказанного, не знает предметов и действий, но интонация взрослого вызывает приятные ощущения. Повторение их каждый день и месяцы накапливают знания многих слов (пассивный словарь), опыт новой жизни.

          Ребенок не должен начинать свою жизнь в вакууме тишины – как часто бывает с детьми, оставленными в роддомах и домах малютки. Он должен быть окружен активной средой и с первых дней жизни его необходимо подключать к этой активности. Не слыша человеческую речь, ребенок не заговорит.

          В 6 месяцев у ребенка наступает лепет. Взрослые, постоянно общаясь с ним, дают образец речи. Ребенок усваивает и начинает ими пользоваться. Укачивая- «а-а-а», машина- «би-би-би», собака- «гав-гав», часы- «тик-так» и т.д. К 1 году у ребенка появляются слова. У ребенка по мере знакомства накапливается словарь. Если активный еще не большой, то пассивный- достаточный. Мышление до 2х лет опережает речь. Ребенок может заменять слова действиями, разрешающими многие ситуации. Он копирует взрослого, и поэтому взрослые, к своим словам. Должны подключать рецепторы ребенка. Знакомя ребенка с новой игрушкой, ее обыгрывают взрослые (мама или другие), называют ее, дают прикоснуться, изображают всевозможные действия с ней, и так поступают с каждым новым предметом (одежда, посуда, овощи, фрукты). Показывая как пользоваться, и не один раз, а регулярно усложняя задачу, при этом сопровождая все действия речью.

          Речь взрослого должна быть образцом для ребенка. Предложения- грамотно построенные, доступные для понимания и повторения ребенком определенного возраста. Активный словарь расширяется, и его необходимо активизировать. Фраза усложняется и расширяется. Большое внимание уделяется грамматике и произношению. Ребенок 3-4 лет усваивает грамматику и произношение по подражанию. Если эти части речи усваиваются с трудом, необходимы регулярные занятия с логопедом, или самих родителей под руководством специалистов.

 

 

 

Советы родителям детей с нарушениями речи

 

Работа с неговорящими деть­ми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к этой проблеме. Одни не находят отклонений в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он все понимает, только ленит­ся», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заго­ворил», или «с мальчиками все­гда так». Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5—3 лет. Но подобная задерж­ка уже сама по себе должна на­сторожить — значит, какие-то, пусть минимальные, но измене­ния в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя сове­там, не могут или не хотят при­знать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удив­ляются: «Я все делаю, как реко­мендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю    для    прослушивания аудиокассеты, а он по-прежнему молчит». Таким родителям следует объяснять, что они нагружают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и    легко потопает сам, без посторонний помощи , а другой будет долго ходить по стенке, и ему  придется специально формировать корригировать походку. Так же и с речью.

Если родитель видит, что ребе­нок не справляется, он должен помочь ему, облегчить его задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим пол­ностью: машина, полотенце».

Родителям, чьи дети долго не могут заговорить, необходимо давать следующие рекомендации.

1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормле­ние, одевание, купание), коммен­тируя окружающее, не боясь по­вторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции. «Дай ручку. Где ножка?» Опирай­тесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте Уже усвоенное.

3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрошенные варианты:   машина — би-би     кукла — ля-ля, упал — бах.

    4. Пойте ребенку перед сном.   Лучше не менять часто репертуар

5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность в, которые ребенок произносит  время совместных игр (прятки — ку-ку, паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться уви­денному: ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ой, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.

Почаще рассказывайте, читай­те первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

Не перегружайте ребенка те­левизионной, видео- и аудио-информацией. При чтении сокра­щайте текст до понятных фраз.

Не говорите при ребенке о его отставании.

Не раздражайтесь, не стесняй­тесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излиш­ней тревоги: у каждого свои сро­ки, свои проблемы.

 

Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький), соотно­сить цвета, форму (дай такой же), количество (один — много).

Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Со­рока- белобока»

 

 

 

 

 ПРИЧИНЫ     РЕЧЕВЫХ   НАРУШЕНИЙ

Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребенка-дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредованно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:

  недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;

  отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.

Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Временные сроки — период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального или периферического характера.

Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов с взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).

Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать: возраст ребенка, в котором проявилось расстройство; причины, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи

Развитие речевой системы, как уже отмечалось, характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами — генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка и др. Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля.

Можно считать  аксиомой, что комплексное воздействие дает оптимальные результаты    при    устранении    любого    недуга.

 

 

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ...

Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи, но наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.

Ключевой момент предлагаемой нами системы — одновременное «погружение» ребенка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речевую систему, коррекционная работа охватывает все основные формы детской деятельности, способствует развитию в соответствии с возрастом высших психических функций, познавательной деятельности, ассоциативных связей и т.п.

Основные направления  при моделировании  индивидуальной программы занятий определяются:

1) структурой речевого нарушения у ребенка;

2)сложностью речевой деятельности;

3)значением деятельности для психического развития;

4)современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками.

От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения. При правильной организации занятий не только устраняются нарушения, но и решаются профилактические задачи.

Речевое развитие необходимо не просто привести в соответствие с возрастными нормами, но и максимально «поднять   планку».

Поначалу мы предлагаем достаточно простые, так называемые констатирующие задания (упражнения); постепенно они усложняются и становятся даже опережающими. Данный подход обусловлен не только требованиями школьной программы, но и нашим стремлением полностью раскрыть и развить потенциальные возможности ребенка, сформировать у него черты характера, необходимые для преодоления трудностей.

Программа занятий должна стимулировать познавательную деятельность с учетом не только возраста, но и интересов ребенка.

Н   е   подавляйте    речевую      и        игровую     инициативу

ребенка,     учитывайте    его    предпочтения     в    выборе   игрушек, игр, книг.

От активности ребенка на занятиях зависит не только прогноз преодоления речевых нарушений, но и способность к учению    на протяжении    всей    жизни.

 

 

 

 

Массаж и самомассаж рук

Простейший беспредметный массаж — это сгибание - разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Массаж с предметами и приспособлениями

Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами. И лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, максимальным).

Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности мячи при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа. Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения.

 

 

Массаж карандашами.

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно вы­полнять с помощью хорошо знакомого детям предме­та — карандаша. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый ка­рандаши.

 

Упражнения для массажа карандашами

 

 

Массаж грецкими орехами. 

  С помощью грецкого оре­ха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ла­дони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно  иметь орехи различной величины, круг­лой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.

 

1.       Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

2.       Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.

3.       Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

4.       Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

5.       Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

6.       Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

7.       Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

 

Массаж шариками марблс — стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические (разноцветные, диаметром 1-2,5 см) шарики — хороший тренажер для развития мелких движений пальцев рук. Их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаясь в точности попадания

 

 

Массаж шариками марблс

 А еще с шариками можно играть в интересные игры.

 

 

Массаж четками

Традиционно четки изготовлены из пластмассовых или деревян­ных элементов круглой, оваль­ной, цилиндрической формы или из плоских пластин. Ребенок пе­ребирает их пальцами, сочетая это со счетом, проговариванием ритмизированных текстов, сти­хов. Нужно научить ребенка пра­вильно держать четки: шарик ле­жит на первой (ногтевой) фалан­ге, большой палец — сверху.

Коррекционный эффект возникает от массажа активных точек и от непрерывного монотонного движения. Упраж­нения и игры с четками способствуют развитию пальце­вой моторики и координации мелких движений.

 

Массажер «Каштан»

используется в логопе­дической практике для коррекционных упражнений при речевых расстройствах у детей, на физкультминутках в ходе занятий для профилактики мышечного пальчико­вого утомления, для подготовки руки к письму, повышения рабо­тоспособности, снятия нервного напряжения.

Детям младшего возраста пред­назначен массажер «Каштан» с колокольчиком. Колокольчик звуком привлекает внимание ре­бёнка к своим рукам, развивая зрительно-двигательную коорди­нацию. Для детей старшего дош­кольного возраста с выраженны­ми моторными нарушениями желательно использовать модификацию массажера, оснащенную магнитом.

 

Иппликатор Кузнецова.

Приспособление для стиму­ляции нервных окончаний на ладонях и кончиках паль­цев рук. Обычно имеет круглую форму. Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Методика применения очень проста. Иппликатор располагается на столе игольчатой стороной вверх. Ребенок прижимает ладони к иппликатору (в пре­делах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд, после чего иппликатор снимают, давая рукам отдых в течение 1 мин., кисти рук массируют и поглаживают. За­тем процедура повторяется еще 3 раза. Курс проводится в течение 2 недель каждый день по 3-5 мин.

 

Массаж деревянными катушками.

Деревянные катуш­ки для наматывания ниток можно использовать как тре­нажер для развития мелкой моторики пальцев и для са­момассажа кистей рук и ладоней. Манипуляции с катуш­кой могут превратиться для ребенка в увлекательную, интересную забаву.

 

1. Самомассаж ладоней катушкой в различных на­правлениях.

 

 

 

 

 

 

 

2. «Перевертыши». Приподнять катушку над столом, зажав ее боковыми поверхностями пальцев, перевернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.

3.«Круги». Повернуть катушку на столе кончиками пальцев по часовой стрелке, а затем обратно, так чтобы катушка описала круг.

4.«Штанга». Поднять катушку усилием мышц среднего и указательного пальцев над столом как можно выше, как штангу. Большой, указательный пальцы и мизинец плотно прижаты к поверхности стола.

5.«Прижми к ладошке». Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Ребенок старается плотно прижать катушку к ладони, а потом максимально выдвинуть ее вперед.

6.«Заведи мотор». Удерживая катушку горизонтально за диски подушечками указательных и средних пальцев, вращать ее вперед, словно заводя мотор.

 

Массаж шариком для пинг-понга.

Маленькие целлулоидные шарики тоже можно приспособить для массажа детских ладошек. Детям обычно очень нравится этот предмет: легкий, прыгучий, иногда привлекательно ярко окрашен­ный. Можно выполнять следующие упражнения.

1.            Сжимание шарика в правой и левой ладони попере­менно.

2.            Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымян­ным, большим и мизинцем.

3.            Удержание шарика верхней фалангой пальцев, пе­редача шарика от одного пальца к другому.

4.            Прокатывание шарика по столу внутренней поверх­ностью ладони.

5.            Прокатывание шарика по столу в различных направ­лениях каждым пальцем правой и левой руки.

6.            Прокатывание шарика по межпальцевым поверхно­стям и удержание верхними фалангами соседних пальцев.

7.            Перекатывание шарика по столу и отбивание внут­ренними поверхностями ладоней.

8.               Прокатывание шарика между двумя ладонями.

Приёмы массажа шариком для пинг-понга

 

Пальчиковые упражнения

 

 

Детей старшего дошкольного возраста можно заинте­ресовать играми с пальчиками, или, как говорят специа­листы, пальчиковой гимнас­тикой (пальчиковыми упраж­нениями).

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: бе­зымянными, средними, ука­зательными и большими.

 

«Черепашка»

             Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней!

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки при­касаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть ука­зательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным спо­собом передвигать «домик че­репашки» средним, безымян­ным пальцами и мизинцем.

 

«Братцы»

Пошли два братца

Вместе прогуляться,

А за ними еще два братца.

Ну а старший — не гулял,

Очень громко их позвал.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: снача­ла мизинец и безымянный, затем — средний и указатель­ный. Большим пальцем «звать» братьев и «кор­мить» их кашей.

 

 

Если ребенок испытывает большие трудности при выпол­нении пальчиковых упражнений, ему можно помочь, исполь­зуя самодельное, но очень эффективное пособие.

Пример пособия для отработки пальчиковых поз

Возьмите лист ватмана. Расположите на нем в произволь­ном порядке обведенные фломастером и раскрашенные ладошки с различным расположением пальчиков. Пусть ребенок прикладывает ладошки к листу, копируя изобра­женные пальчиковые позы. Продвигаться от позы к позе можно по цепочкам цветных кружков, соединяющих изоб­ражения.

 

 

Артикуляционная гимнастика для детей

Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребёнку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдель­ные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает?

 

Наша консультация поможет вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсульти­роваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их!

 

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

 

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.

 

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.

 

Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

 

Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

 

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под  счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз). Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает названия, а ребёнок показывает упражнения. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то непонятно.

 Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

  Подразним мы бегемота —

 Подшутить над ним охота.


Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.


  

Улыбается щенок, Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

 

 

 

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».

 

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 


 

 

 

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.


 

 

 

Учимся делать упражнение «Хоботок».

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

.


 

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

 Мы надуем щечки тоже,

 Хомячку сейчас поможем.


 

 

Учимся делать упражнение «Хомячок».

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 


 

 

 Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

 Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.


Учимся делать упражнение «Лопата».

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 


 

   Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

 


Учимся делать упражнение

«Котенок лакает молоко».

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.


 

  Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

 


 

 

Учимся делать упражнение «Чашечка».

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 


 

 

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

 А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?


 

Учимся делать упражнение «Качели».

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 


 

 

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

 Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.


 

Учимся делать упражнение «Иголочка».

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 


 

 

Язык, как маятник часов,

 Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.


 

Учимся делать упражнение «Маятник».

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 


 

 

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

 Язычком губу оближет

 И подсядет к меду ближе.


 

Учимся делать упражнение «Вкусный мед».

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 


 

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот

Ну-ка, рассмотри картинку:

 Он по мостику идет.


 

 

Учимся делать упражнение «Мостик».

Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 


 

 

 

Белка щелкает орешки Обстоятельно,

без спешки. Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.


 

Учимся делать упражнение «Орешек».

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

 

 

Требования к выполнению каждого упражнения

 

1.    Точность и частота.

2.    Плавность и легкость, не должно быть толчков, подёргиваний.

3.    Движение одного органа должно совершаться без движения другого органа. Темп сначала медленный, потом убыстряется. Урегулировать темп можно хлопками.

4.    Устойчивость конечного результата. Полученное положение должно удерживаться без изменений на счет до 10.

5.    Переключение к другому движению должно совершаться плавно  и достаточно быстро.

  Удачи, успехов, удовольствия в совместных занятиях  с ребёнком!

 

Правильное дыхание — правильная речь

 

Есть повод для беспокойства, если:

1.Ребенок дышит ртом.

 

2.У ребенка поверхностное дыхание.

 

3.Ребенок не может произнести фразу из 3-4 слов на одном выдохе и добирает воздух.

 

4.У ребенка воздушная струя недостаточной интенсивности.

 

Указанные симптомы могут говорить о недостаточности дыхательной системы, участвующей в речевом акте, и необходимости ее тренировать.

 

Что делать? Скорая родительская помощь

 

Правильное дыхание очень важно для речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. При развитии диафрагмального речевого дыхания используются различные предметы.

 

*     Конфетти. Это мелкие разноцветные кружочки, содержащиеся в хлопушках или сделанные с помощью обыкновенного дырокола из цветной бумаги. Ребенку предлагается подуть на белые конфетти и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес.

 

*     Пластмассовые или бумажные кораблики, емкость, наполненная водой. Перед ребенком стоит задача дуть на кораблики, находящиеся в тазу (или другие плавучие легкие предметы - очень хорошо для этой цели использовать пласт-массовые яйца от «киндер-сюрпризов»). Можно устроить соревнование: чей кораблик дальше уплывет.

 

*     Бумажные бабочки, птички, самолетики подвешивают на нитках, на леске, располагают на различных поверхностях (стол, подоконник). Они нужны в логопедической практике для отработки длительного плавного выдоха.

 

*     Шарики для пинг-понга, шарики марблс, карандаши, ватные шарики. Все это можно использовать для перемещения по столу с помощью выдыхаемой струи воздуха. Если соорудить ворота из конструктора и пытаться загнать эти предметы в ворота - получится импровизированный футбол. Можно ввести и соревновательный момент: «Кто быстрее загонит шарик (карандаш) в ворота».

*     Прозрачные пластмассовые стаканчики, наполненные водой, трубочки для коктейлей. Это атрибуты занимательной игры «Бульбульки». Нужно взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. В стаканчик, где много воды нужно, дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Нужно обязательно обратить внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьми-те разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

 

*     «Мыльные пузырьки». Можно купить эту игрушку, а можно сделать ее своими руками. Понадобятся мыльная стружка, маленькая емкость для мыльного раствора и соломинка. Ребенку предлагается поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувать пузыри может взрослый, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка в ответ дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

 

*     Стеклянные флаконы различного размера. Если ребенок будет поочередно дуть в такие пузырьки, высунув узкий кончик языка и слегка касаясь им горлышка флакона, то каждый пузырек будет свистеть по-своему. Можно попытаться «выдуть» какой-либо знакомый ребенку и несложный мотив.

 

*     Губная гармошка - уникальный инструмент для развития дыхания. Полезно предложить ребенку, став музыкантом, поиграть на губной гармошке. При этом задача не в том, чтобы научить его играть какую-либо мелодию, важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

 

*     Бумажные цветы, ароматические саше (мешочки с запахами). Используются для формирования носового вдоха. Пусть ребенок представит себе, что оказался в цветочном магазине, и попытается глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая бумажные цветы, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Можно использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. Перед использованием ароматов нужно удостовериться, что запахи не вызывают аллергию у ребенка.

 

*     Свечи. Для этого дыхательного упражнения годятся как большие разноцветные свечи из воска или парафина, так и маленькие сувенирные. Ребенок выполняет короткий бесшумный вдох без надувания щек и медленный выдох, задувая по очереди зажженные свечи. Можно устанавливать определенный порядок: «Задуй красную свечу, а потом - зеленую». Чтобы стимулировать активность ребенка, используют декоративные свечи в виде фигурок животных, предметов (свеча-яблоко, свеча-яйцо и др.). Другой разновидностью дыхательных упражнений со свечой является резкий быстрый выдох при коротком бесшумном вдохе. Для этого упражнения целесообразно купить специальные свечи «с сюрпризом». Чем интенсивнее на них дуешь, тем сложнее погасить. Упражнение с задуванием свечей легко перевести в игру «День рождения»: если укрепить свечи на макете праздничного торта, то ребенок может почувствовать себя в роли именинника.

 

*     Султанчики. Султанчики - сложенные в пучок, перевязанные прочной нитью и закрепленные на палочке (карандаше) полоски мелко нарезанной фольги, целлофана, цветной бумаги, ленты - обычно изготавливаются самими родителями детей. Если подуть на султанчик, полоски начинают струиться, трепетать, что дает ребенку наглядное представление о силе выдыхаемой воздушной струи.

 

*     Воздушные шары, надувные игрушки (мячи, фигуры животных). Традиционно используются для развития интенсивности выдоха (надувание воздушных шариков, надувных игрушек). Кроме того, известно множество игр с надутыми шарами, например: «Чей шар выше взлетит?», «Чей шар дольше не упадет?» (дети подбрасывают шары вверх и дуют, удерживая их струей воздуха).

 

*     Вертушки. Особый интерес у ребенка вызовет приспособление, сделанное собственными руками. Так для дыхательных упражнений старшие дошкольники могут смастерить вертушки из бумаги или легкой клеенки, а потом использовать их в дыхательной гимнастике

 

*     Механические игрушки, воздушные мельницы. При работе над дыханием у детей с речевой патологией не обойтись без пластмассовых и деревянных игрушек-тренажеров, выпускаемых игрушечными фабриками. Принцип действия у них приблизительно одинаковый: ребенок дует в специальную трубочку, воздушная струя, проходя по системе воздуховодов, удерживает какой-либо предмет (шарик, мячик) в подвешенном положении. Можно подробнее остановиться на описании игрушки, которая называется «Летающий шарик» Задача: дыханием: удержать легкий пенопластовый шарик в пределах металлического кольца. Дуть в трубочку следует не слишком сильно, иначе шарик тут же далеко улетит, и не слишком слабо, чтобы шарик не свалился на пол. Длина деревянной трубки 12 см. Дыхательные (воздушные) мельницы имеют несколько лопастей (крыльев), которые крутятся под воздействием  летающий воздушной струи, направленной выдыхаемой ребенком.

 

*     Чудесные картинки. Это серия пособий, при работе с ко­торыми расчет делается на детское любопытство. Картинки двухслойные. Снизу — изображение предмета или какой-либо сюжет, сверху - прикрепленный к краю картинки лист, нарезанный тонкими полосками. Если на такую картинку подуть, то верхний лист приподнимется и ребенок увидит, какое изображение под ним спряталось. Разрезать верхний лист можно не только мелкими полосками (бахромой). Причем задание для ребенка можно усложнить, или, наоборот, облегчить. Все будет зависеть от плотности верхнего листа, например, если это лист писчей бумаги, то, чтобы открылась картинка, требуется более интенсивная выдыхаемая воздушная струя; чем для листа папиросной бумаги.

 

 

Удачи, успехов, удовольствия в совместных занятиях  с ребёнком!

 

Развитие слухового внимания для детей

С самого рождения человека окружают множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей… Но младенец не способен их различать и оценивать, это происходит со временем. Умение сосредотачиваться на звуках, необходимо для того чтобы слушать и понимать речь. Ребёнок должен научиться напрягать свой слух,  улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольно - слуховое внимание Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребёнок в 2,5 - 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говориться. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растёт его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово - названия предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование и побуждения. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

 

Направления работы:

*    Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

*    Дифференциация неречевых звуков.

*    Дифференциация тихих и громких звуков.

*    Развитие умения определять направление и источник звука.

*    Развитие умения локализировать звук в пространстве.

*    Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

*    Дифференциация звукоподражаний.

*    Развитие умения локализировать и узнавать голос.

*    Дифференциация неречевых и речевых звуков.

*    Развитие умения отличать голоса различной громкости.

*    Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.

*    Развитие речевой памяти.

*    Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.

 

Задания

Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.

Покажите ребёнку различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушайте, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете.

Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.

Привлекайте внимание ребёнка: Слышишь, как идёт (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина летит самолёт и т.п.

Сделай вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребёнку то же.

Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте слушать диски для детей.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

Расширяйте кругозор. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.

Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете.

Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: Мы сейчас оденемся. Как  ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдём и т.п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребёнка на происходящем.

 

Удачи, успехов, удовольствия в совместных занятиях  с ребёнком!

 

Речь на кончиках пальцев

 

Есть повод для беспокойства, если:

*      Ребёнок долго  не может научиться застеги­вать пуговицы, завязывать бантики, шнуровать ботинки.

 

*      У ребенка часто падают из рук мелкие предметы.

 

*      Неуверенно держит ложку, при еде проливает жид­кую пищу.

 

*      Неуверенно держит карандаш, не получается рисо­вать тонкие прямые или спиралевидные линии, не уме­ет рисовать и штриховать.

 

*      Не умеет выполнять простые движения руками - застегивать молнию, звенеть колокольчиком.      

Перечисленные симптомы свидетельствуют о нарушени­ях мелкой моторики, которая стимулирует развитие речи.

 

Развитие мелкой моторики с 1 года до 3 лет

*      Предоставьте ребенку возможность манипуляции со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробки, банки, флаконы и бутылки (из пластика или пластмассы), кусочки ткани, палочки, камуш­ки и многое другое.

*      Учите его переливать воду из стаканчика в другую (более широкую)емкость. Наливать воду в стаканчик из-под крана, вылавливать руками или ситечком плавающие в воде не­большие предметы. Все это, конечно, лучше делать в ванной во время купания.

*      Дайте ребенку для игр сыпучие материалы. Играйте в пе­сочнице: учите насыпать песок лопаткой, совочком, руками в ведерки и формочки разного размера.

*      Играйте также макаронами разной формы, фасолинами, бусинами, пуговицами, другими мелкими предметами (конеч­но, следите, чтобы все это не попало в рот). Их можно пересы­пать, перекладывать руками или ложкой.

*      Если ребенок уже научился брать предметы двумя паль­чиками, подарите ему коробку масляной пастели или воско­вые мелки. Маленький кусочек мелка невозможно держать в кулачке, как обычно поступают малы­ши с карандашами или фломастерами. Поэтому он сразу на­учиться держать его «щепоткой». Впоследствии вам легко бу­дет научить его правильно держать карандаш.

*      Если малыш овладел масляной пастелью, научился ее правильно держать, попробуйте дать ему фломастеры. Если ему еще трудно с ними обращаться, вернитесь к пастели.

*      Можете также попробовать рисовать с малышом кисточ­кой, правда, это гораздо сложнее.

*      Познакомьте малыша с пластилином. Не надо пока из него ничего лепить.  Разомните пластилин до мягкости и отрывайте от него небольшие кусочки. Пусть ребенок попробует делать то же самое. Эти кусочки можно назвать как-нибудь («булочки», «конфетки», что-то другое) и «складывать» их в нарисованную на листе бумаге корзинку или тарелочку. Можно размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно втыкать в него разные мелкие предметы (фасолины, пуговицы, бусины и т. д.).

*      Обязательно играйте с малышом в пальчиковые игры. Простейшие потешки на две-три строчки снабжайте несложными движениями пальцев и всеми ладошками. Рассказывайте их малышу сами и показывайте. Постепенно малыш сам станет за вами повторять.

*      Предложите малышу поиграть с колечками (желательно с большими отверстиями), которые можно надевать на палочки и снимать обратно.

Для самых маленьких как нельзя лучше подходят простые народные игры. Это хорошо известные вам «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и другие игровые потешки для малышей. Но, играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, не забывайте об эмоциональной окраске того, что вы говорите. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело, и выразительно. Главное, чтобы он вызывал эмоциональный отклик и у мамы, и у малыша.

 

Развитие мелкой моторики с 3 до 6 лет

1.  Массаж - ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка есть явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.

 

2. Пальчиковые бассейны.

*      пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами (шишками, каштанами, камешками), а затем — более мелкими (крупа, песок).

*      высота бортика резервуара должна быть не менее 12-15 см.

*      пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий.

 

3. Игра с разноцветными прищепками. Обычные бельевые прищепки — это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам руки. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами — большим, указательным и средним — и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус.

 

 

4. Бумагопластика. Для аппликации подходит цветная бу­мага, бархатная, картон.

Из бумаги можно делать кульки, коробки, корзинки, елочные игрушки, костюмы и украшения. Изделия, вы­полненные в технике папье-маше — это тоже бумага. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.

Еще один необычный способ создания композиций — оригами. Это древнейшее искусство складывания бумаги. Складывая бумагу определенным способом, можно получить множество интересных поделок от самых простых до сложных.

Нужно научить ребенка:

*      мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики;

*      создавать из комков бумажную скульптуру — забавного снеговика, цыпленка, ежика;

*      распрямлять ладонью и пальцами смятые листы бумаги;

*      отщипывать мелкие кусочки от целого листа;

*      скатывать из бумажных полосок «рулончики», «трубочки».

Детям полезно ежедневно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание из листа плотной бумаги, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции — аппликации. Если ребенок еще мал, пусть рвет руками картинки из старых журнала или газеты — как получится; а взрослый будет наклеивать вырванные кусочки на чистый лист, придавая им какую-либо форму. Может получиться занимательный коллаж.

5. Шнурки, шнуровки. Шнуровка — идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму.

Задания для ребенка могут быть различными:

1)       протянуть шнурок в каждое из отверстий через край трафарета;

2)       протягивать шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контуру;

3)       пришнуровать фигурки друг к другу и т. д.

6. Мозаика. Основная идея мозаики как пособия для развития ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок по­стоянно манипулирует деталями, много раз поворачива­ет и прикладывает их друг к другу.

 

7. Пазлы. Широкое применение в работе с дошкольниками получили плоскостные мозаики, известные под заимствованным названием пазлы. Играющий должен соединить кусочки так, чтобы получилась цельная картина.

 

8. Волчки. Волчки — это игрушки, приводимые в движение пальцами руки и вращающиеся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движений пальцев. Играя с разными видами волчков, ребенок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

 

9. Счетные палочки, спички. К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии выложить из счетных палочек или спичек (с отрезанными головками) простые геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники. Живой интерес у детей вызывает постройка из палочек. Это задание требует особой аккуратности и точности движений, потому что неловкое движение пальцев разрушит всю постройку.

 

10. Конструкторы. Одно из любимых детских занятий — конструирование, т. е. создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов...

 


11. Штриховки, раскрашивание и обведение фигур по контуру. Упражнения в штриховке способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам.

 

12. Трафареты. Начинать рекомендуется с трафаретов с самых простых форм (например, круг или квадрат).

 

 

 

Мнение специалиста

Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Неразрывно оно связано с процессом  игры.

Прилавки магазинов завалены развивающими игрушками, настольными играми и прочим. Неудивительно, что некоторые родители, особенно молодые, могут растеряться среди этого многообразия.

Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает ребёнок, тем чувствительнее подушечки пальцев.

Итак, каким же игрушкам место на полке детской?

Во-первых, старайтесь покупать игрушки из разных материалов: пластмассы, плюша, резины, фетра, дерева.

Во-вторых, обращайте внимание на различную фактуру: гладкие, шершавые, с выпуклостями и ямками.

В – третьих, приобретайте игрушки небольших размеров: чем больше маленьких предметов попадает в руки ребёнку, тем более ловкими становятся его пальцы. Однако следует помнить, что во избежание несчастных случаев слишком мелкие детали давать детям до 3 лет без присмотра взрослого ни в коем случае нельзя!

При выборе игрушки необходимо обратить внимание на то, насколько удобно будет ребёнку её держать, не тяжёлая ли она.

В-четвёртых, дарите ребёнку игрушки, разнообразные по форме: мячи, кубики, конструкторы.

И, в – пятых, покупая игрушку, остановите свой выбор на той, что порадует вашего ребёнка. Одни дети совершенно равнодушны к конструкторам, а другие только ими и играют. Ведь развитие,  в первую очередь, должно идти вместе с ребёнком и его интересами.

 

Удачи, успехов, удовольствия в совместных занятиях  с ребёнком!

 

 

 


  

Состояние речи детей в норме

 

Второй год жизни

Для двухлетнего ребёнка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечёткое произнесение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах). У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечается слабый тихий голос, невнятное произнесение слов, простых в звуковом отношении (согласный плюс гласный).

 

К концу второго года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако она ещё далека от совершенства: бедность словарного запаса, частое употребление облегчённых слов («бай-бай» вместо спать); усвоение лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми он постоянно имеет отношение, действует во время игры; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечёткое произнесение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

 

Третий год жизни

К 3-м годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. Для этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).

К 3-м годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребёнок заменяет шипящие твёрдые свистящие звуки звуками ть, дь, неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение с, з, нечёткая речь с неправильным произношением большинства количества звуков и даже полное отсутствие речи).

На третьем году жизни  происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже используют в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения.

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он редко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

 

Четвёртый год жизни

На 4-м году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют  предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире начинают использовать кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко.

Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребёнка. 4-х летние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основной носит ситуативный характер. Она ещё недостаточно точна в словарном и совершенно грамматическом отношении, со стороны произношения еще недостаточно чиста и правильна.

 

Пятый год жизни

К 5 годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи у детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью.

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (5 летние дети могут употреблять предложения, состоящие из 10  и более слов), часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок, дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

 

Шестой год жизни

К концу шестого года ребёнок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.

 

 

Седьмой год жизни

К моменту поступления ребёнка в школу, он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Всё это дает возможность ребёнка при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»